Share This Post

Лотереи

Почему мы играем как обезьяны

Почему мы играем как обезьяны

«Мы часто делаем глупый выбор, играя в азартные игры, — говорит Том Стаффорд, — но если вы посмотрите, как обезьяны действуют в той же ситуации, возможно, на это есть веская причина».

Когда мы играем, происходит что-то странное и, казалось бы, иррациональное.

Это называется ошибкой «счастливой руки» — вера в то, что возможна «полоса везения», в результате чего и теряются деньги. Сразу после выигрыша в рулетку ваши шансы на повтор не больше и не меньше, они остаются точно такими же раньше. Но, что-то в человеческой психологии сопротивляется этому факту, и люди часто ставят в расчете на то, что «полоса везения» продолжится, так как у игрока «счастливая рука».

Есть и противоположное суеверие, когда ставка делается на то, что серия закончится, в ложном убеждении, что независимые случайные события должны уравновеситься. Такая позиция известна как «ошибка игрока», самой красноречивой иллюстрацией которой является событие, случившееся 18 августа 1913 в казино Монте-Карло, когда рулеточный шарик 26 раз подряд выпадал на черное. По мере того, как число совпадений росло, игроки просадили миллионы, ставя на красное, предполагая, что столь длинная серия уменьшает шансы выпадения черного.

Почему люди снова и снова так поступают? Похоже можно обнаружить интригующие идеи, если набрать обезьян и заставить их играть. Если животные делают такой же глупый выбор, то это может рассказать больше о нас самих.

Для начала, стоит разобраться, какие игры с наибольшей вероятностью вызывают описываемый эффект. Где-то результат зависит от мастерства, поэтому имеет смысл ставить, например, что лучший нападающий, такой как Лионель Месси, с большей вероятностью забьет гол, нежели менее успешный футболист, редко добирающийся до чужих ворот.

Однако, во многих других играх присутствует случайность. Для действительно случайных событий, таких как рулетка или лотерея, нет силы заставляющей продолжать события с большей или меньшей вероятностью. Взять ту же монетку: если у вас выпало десять орлов подряд, то шанс на то, что следующим снова будет орел составляет прежние 50:50 (хотя, конечно, общие шансы выбросить 10 орлов подряд и невелики).

И «счастливая рука» и «ошибка игрока» показывают, что мы склонны безосновательно верить в неслучайность Вселенной, как будто не можем до конца поверить, что монеты (или шарик в рулетке или игральные карты) действительно выпадают в результате шансов, одинаковых на каждый флип, спин или сдачу.

Это, иногда, заставляет насмехаться над иррациональностью человеческой психологии. Но, только ли человеческой?

Межвидовые азартные игры

Эксперимент, поставленный в Рочестерском университете штата Нью-Йорк (США) группой ученых под руководством Томми Бланчарда, показал, что обезьяны, играющие в азартные игры, находятся под влиянием того же предубеждения, что и люди.

В ходе исследования три обезьяны управляли игрой на компьютере посредством движения глаз – они делали свой выбор, переводя взгляд налево или направо. Им предлагалось выбрать из двух вариантов, один из которых давал лакомство. Если правильный вариант генерировался компьютером случайно (с вероятностью 50 на 50, как при подбрасывании монеты), обезьяны обычно выбирали тот ответ, который давал лакомство прошлый раз, как будто надеясь, что удача их не оставит.

Результат такого эксперимента представляет особый интерес, потому что никто не преподавал обезьянам теорию вероятности. Они не знакомы с понятием случайных чисел и не способны выстраивать в мозгу сложные концепции, анализируя шансы. Выбор обезьян должен основываться на более примитивных знаниях о мироустройстве – у них не может быть иррациональной веры в случай, потому что они не способны, в отличие от людей, сформировать ложное представление об удаче. Но при этом обезьяны наступают на те же грабли, что и мы.

По мнению исследователей, такое поведение может быть полезно. В повседневной жизни серии удач или неудач обычно имеют свои причины. Если сегодня у вас отлично получаются подачи в теннисе то, скорее всего, ваша физическая форма и координация сейчас действительно на высоте. Можно привести и другой пример — поломку машины в результате не пройденной вовремя диагностики. В любом случае, эти события отражают основную реальность и вы можете воспользоваться ей, чтобы предсказать, что будет дальше.

Пример, который хорошо работает для обезьян — это еда. Найти ценное лакомство — дело случая, но случаи эти взаимосвязаны. Если обезьяна взобралась на дерево и нашла спелый фрукт, то есть хорошие шансы что там же будут и другие плоды.

Для тех, кто изучает человеческую природу основной урок в том, что не стоит сразу объявлять поведение иррациональным. Конечно, вера в «счастливую руку» или «ошибка игрока» может привести к неверному выбору или, что еще хуже, к потере денег. Но, возможно, в ходе многих тысячелетий эволюции убежденность в том, что удача – явление серийное, принесло людям больше пользы, нежели вреда.

По материалам — bbc.com
Фото: pixabay.com

0
 

Share This Post

2 комментария

  1. Здесь следующий процесс. У людей формируется положительное подкрепление на деньги, что само по себе всё же ложное подкрепление (деньги выдуманы человеком, а не природой). У природы не было нужды придумывать деньги. То есть деньги действуют на мышление азартного человека, как еда на обезьян (имеют большое значение,во всяком случае для азартных людей). Поэтому процесс надежды на серию удач в играх выглядит точно также. Где и на что рыба клюёт, так мы и ловим, пока не перестанет клевать. Не стоит утверждать, что такой подход неразумный (для азартных игр, проводимых честно разумеется).
    Но и теорию вероятностей было бы полезно изучать даже в школе немного, а не в спец.ВУЗах. Глядишь и в лохлото наши люди играли бы меньше…

    1+
    Ответить
  2. Не будет такого ( тервера в школе) — глупый народ — благо для правителей…

    0
    Ответить

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать теги и атрибуты HTML: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>