Share This Post

Лотереи

Как устроен игорный бизнес Украины, что его ждет в 2018

Как устроен игорный бизнес Украины, что его ждет в 2018

За последние годы бюджет Украины недополучает миллионы гривен от рынка лотерей. При этом, азартные игры продолжают процветать. Урегулирование лотерейного и игорного бизнеса в Украине назрело давно, но вместо решения реальных проблем, отрасли угрожает еще большая монополизация одним игроком. Такие выводы сделал Антимонопольный комитет на заседании 1 февраля. АМКУ предоставил отчет об анализе лотерейного бизнеса в Украине, не согласовав и раскритиковав предложенные Минфином новые правила лицензирования участников рынка.

Минфин против АМКУ

Спор относительно правил ведения лотерейного бизнеса между Минфином и Антимонопольным комитетом продолжается с лета 2017 года. Тогда Минфин направил на одобрение в Комитет новые правила получения лицензий. Однако в АМКУ их отклонили.

«Текущее регулирование отрасли содержит недочеты, следствием которых становится сложная ситуация на рынке лотерейной деятельности. Это и нелегальный рынок игорных автоматов под видом лотерей, и падение объемов поступлений в бюджет, и хаотическое распространение пунктов продажи, и отсутствие контроля за доступом к товару несовершеннолетних», — говорится в выводах АМКУ, предоставленных в четверг.

В этот день Комитет должен был проголосовать за отчет и направить его в Кабмин, однако впервые не был собран кворум. Заседание прошло в формате презентации. В следующий раз по этому вопросу АМКУ соберется через 2-3 недели.

Заседание Антимонопольного Комитета Украины (АМКУ). фото hubs.ua

Что же предлагает Минфин?

Основные требования к получателям лицензий – опыт работы в сфере от 10 лет и не менее 5 тысяч терминалов по стране. Такие нормы прописаны в законе, принятом еще в 2012 году. В разработанном Минфином подзаконном акте (Лицензионных условиях) вводятся дополнительные нормы:

  • плата за лицензию для лотереи будет включать в себя как одноразовый взнос в 100 тысяч прожиточных минимумов, так и ежегодную плату за каждый пункт распространения лотерей;
  • на рынок могут выйти госбанки. Для их работы не требуется десятилетний опыт и требование по работе исключительно с лотереями;
  • ограничен максимальный размер призового фонда и места расположения пунктов лотерей.

    Что не понравилось АМКУ?

  • необъективность критериев к получателям лицензии;
  • предоставление преимуществ государственным банкам по сравнению с другими возможными лицензиатами;
  • фактическая закрытость рынка для новых участников;
  • правовая неопределенность критерия «идеальная деловая репутация».

По мнению членов АМКУ, предложенные Минфином правила не решают проблем, существующих в отрасли. Напротив – есть угроза еще большей консервации рынка. Подход, предложенный чиновниками правительства, делает невозможным выход новых игроков и замораживает отрасль в том состоянии, в котором она существует сегодня.

К слову, на заседании АМКУ присутствовал представитель Минфина. Однако комментировать вопрос отказался.

«Лицензионные условия – это подзаконный акт. И количество участников рынка этот акт не меняет, поскольку их столько, сколько предусмотрено самим законом», — только и уточнил представитель Минфина Анатолий Берещенко.

На что уполномоченный АМКУ Агия Загребельская ответила: «Мы говорим о том, что для того, чтобы изменить ситуацию на рынке, нужно менять всю законодательную базу – и закон, и подзаконные акты. Закрыть глаза и принимать Лицензионные условия в том виде, в котором они есть, и которые ничего не изменяют – страна себе этого позволить не может».

Но есть и уточнение – по мнению представителей АМКУ, Лицензионные условия все же изменяют рынок, ведь по сути, с их принятием, в лотерейном бизнесе останется всего один участник.

Кто в игре

Сегодня легально существует три игрока лотерейного бизнеса – «Украинская национальная лотерея» (УНЛ), ООО «Патриот» и ООО «М.С.Л.». Только они имеют десятилетний опыт работы в сфере.

Срок лицензий на проведение лотерей у всех этих компаний истек еще в первом квартале 2014 года. Однако они продолжают функционировать, использовав лазейки закона – возможность продолжения деятельности до новой фазы получения разрешений. Перераспределение лицензий как раз Минфин и предлагает реализовать ближайшее время. Но в реальности получить ее может только УНЛ.

Дело в том, что «Патриот» и «М.С.Л.» с 2015 года находятся под санкциями СБУ. Они входят в список 105 юридических лиц, ответственных за агрессию против Украины. Их подозревают в сотрудничестве с российскими компаниями. Не смотря на это, они продолжают работать.

По информации СМИ, компания «Патриот» принадлежит кипрской Cehriba Investments Limited, которую связывают с российским миллиардером Олегом Бойко. В 2015 владелец организации изменился – им стал украинец Александр Морозов. На сегодня «Патриот» ведет довольно вялую работу в сфере.

А вот «М.С.Л.» напрямую связывают с российским «Альфа-банком». И хоть в самой компании заверяют, что они никак не причастны к финучреждению РФ, а сотрудничество заключалось только в оформлении кредита – снимать с них запрет не спешат.

Срок действия санкций истекает 28 апреля. Тогда президент должен подписать новый санкционный список. Теоретически, как минимум «М.С.Л.» в нем может не оказаться (СБУ согласилось, что работа компании с РФ не доказана). Но говорить о выводе фирм из-под санкций пока нет оснований. А раз так, это исключает для них возможность получения новой лицензии на распространение лотерей.

В итоге, из трех компаний, реально получить новое разрешение может только УНЛ. На сегодня компания уже занимает чуть больше половины всего рынка. В 2016 году ее главой стал украинец Роман Зеньо, который также владеет кипрской компанией Efamiando Holdings (ранее владельцами были иностранцы). В прессе же УНЛ связывают с нардепами от БПП Александром Третьяковым и Глебом Загорием.

«Нам предлагают согласовать лицензионные условия, которые не изменяют ситуацию, а наоборот – еще больше цементируют рынок и утверждают только одного игрока. Все это предлагают отдать в одни руки», — отметила Загребельская.

В правительстве же делают ставку на выход на рынок государственных банков.

На сегодня существует три таких банка – ОщадБанк, ПриватБанк и УкрЭксимбанк. Последний не может быть участником рынка из-за территориальных особенностей. Что касается ОщадБанка, то по информации АМКУ, он имеет лицензию на ведение лотерейного бизнеса, однако ни разу ей не воспользовался.

В Комитете сомневаются, что лотерейная деятельность заинтересует крупные финучреждения. Загребельская аргументирует это тем, что, во-первых, это довольно рискованная деятельность, а во-вторых, связанная с продажей аддиктивных «товаров». То есть тех, которые влекут зависимость, общественное порицание и могут навредить психическому и физическому здоровью человека. А большие финансовые учреждения отстраняется от подобной «деятельности».

Как результат, если и закон, и подзаконные акты останутся без изменений, уже в этом году на рынке лотерей может быть всего один монопольный игрок – УНЛ, уверены в АМКУ.

Цена вопроса

О каких же суммах идет речь? В бюджет на 2018 год заложена прибыль от продажи лицензий на сумму в 1,9 млрд гривен. Это 354,2 млн грн доходов государственного бюджета и 655,5 млн грн доходов местных бюджетов от продажи как минимум двух лицензий, и от, собственно, налогов. Однако в АМКУ заверяют, что реализовать такие планы Кабмину не удастся.

В целом же, последнее время отрасль существенно просела. И главная причина тут – 80% игорного бизнеса в Украине находится в тени.

«Если говорить только о сравнении с предыдущими годами, то за последние три года государство потеряло 538 миллионов гривен», — отметила Загребельская.

Так в 2013 году поступления в бюджет от лотерейного сектора составили 321 миллион гривень, тогда как в 2015 – всего 26.5 млн грн, а в 2016 — 64,2 млн грн.

Легализировать игорный бизнес уже в 2018 году – одно из требований Международного валютного фонда к Украине. Эксперты отрасли также уверены, что вопрос о легализации рынка актуален как никогда. Ведь запрет азартных игр в 2009 году в реальности не привел к их исчезновению, а наоборот – отправил в тень. Таким образом, подсчитать сколько на самом деле бюджет не дополучил прибыли с игорного бизнеса – не возможно. Речь идет о сотнях миллионов, а то и миллиардов гривень.

Что предлагают

Согласно материалам исследования, АМКУ предлагает внести изменения как в закон «О государственных лотереях Украины», так и в подзаконные акты.

Предложения правительству от АМКУ:

  • установить четкие требования к участникам рынка лотерей и критерии, которые обеспечат прозрачность их отбора;
  • внедрить эффективную систему учета, мониторинга и контроля на рынке лотерей;
  • урегулировать оборот товаров на смежных рынках, без которых невозможно проводить лотереи;
  • ввести эффективные барьеры доступа потребителей на рынок лотереи;
  • ввести обязательное требование проведения лотерей через интернет и мобильные приложения, закрепления обязательного использования системы принятия электронных ставок.

Особый акцент в АМКУ делают на «благих целях», на которые во всем мире направляет доход от игорного бизнеса – развитие культуры, образования спорта, развитие больниц и борьбу с детской онкологией и т.д.

Еще одна существенная проблема, — процветание нелегального бизнеса, который только маскируется под лотерейный, но таким не является. Так, к слову, поступления от работы классической лотереи составляет всего чуть больше 19% от всего рынка. Тогда как львиная часть поступает от лотерей, «схожих на игровые автоматы» (66,3%) и на «букмекерскую деятельность» (14,3%). И это только та часть, которая доходит до государства.

С тем, что главная проблема отрасли кроется в несовершенном и непроработанном законодательстве, согласны и представители общественных организаций.

В ВР находится 5 законопроектов о легализации рынка, среди них и правительственный проект. В большинстве из них вопрос регулирование лотерейного рынка предлагают решать в комплексе с легализацией всего игорного сектора. Но законопроекты привычно зависли в стенах парламента без продвижения.

Источник: zabeba.li

Share This Post

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать теги и атрибуты HTML: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>