Share This Post

Игорные зоны

Игорный бизнес и рулетка с государством

Игорный бизнес и рулетка с государством

Источник – vostokmedia.com

Новые законодательные инициативы ставят под угрозу работу игорных зон в России

Новый налоговый режим для игорного бизнеса, предполагающий взимание налогов с суммы выигрыша, может создать критические проблемы для и так немногочисленных в России легальных казино. За исключением Краснодарского края, игорные зоны в нескольких регионах страны удалось запустить с большим скрипом, но они быстро продемонстрировали свою привлекательность для инвесторов, а главное, для гостей. Поэтому создание невыгодных условий для игроков может стать серьёзным ударом по российскому туризму, как внутреннему, так и въездному. Самое вопиющее в этой истории — полная непредсказуемость действий государства, ставящая под большой вопрос уже заявленные в игорных зонах проекты.

Стоит отметить, что спорные законодательные инициативы, ставившие под угрозу работу игорных зон, появлялись и ранее, но президент России Владимир Путин не поддерживал их.

«Я против такого решения… Если мы сейчас его примем, то мы и капитализацию, и интерес к этим зонам понизим. И люди, которые вкладывают туда деньги, как в весьма доходный бизнес, окажутся в невыгодном положении. Поэтому со всех сторон лучше этого не делать. И этого делать не будем», — заявил Путин, комментируя поправки в закон о лотереях, разрешающие проведение бестиражных лотерей при помощи лотерейных терминалов и видеотерминалов.

Доморощенная новелла

О принципиальных изменениях в налогообложении игорного бизнеса стало известно в начале октября, когда правительство России предложило увеличить ставки налога на этот сегмент — сначала в два раза, а затем довести повышение до десятикратного. В качестве обоснования указывалось, что ставки налогов на игорный бизнес не индексировались с момента их введения ещё 1 января 2004 года. При этом правительство дало понять, что тем самым заботится о региональных бюджетах, куда и зачисляется налог на игорный бизнес.

С такой постановкой вопроса в принципе ещё можно было бы согласиться, если бы одновременно не была предложена ещё одна налоговая новелла — ввести налоговые отчисления с выигранных сумм в размере 13 % для граждан России (то есть по ставке НДФЛ) и 30 % для нерезидентов. Это предложение глубоко озадачило представителей игорного бизнеса.

По мнению участников отрасли, такая инициатива, которая, кстати, должна вступить в силу уже 1 января 2018 года, автоматически поставит российские казино в невыгодное положение в сравнении с конкурентами, ведь в мировой практике выигрыши в казино налогами не облагаются — налоги взимаются с игорного дома (либо с валового дохода, либо с каждого стола или автомата). В качестве примеров можно привести такие юрисдикции, как Макао, Южная Корея, Сингапур, Камбоджа, Вьетнам — прямые конкуренты российской игорной зоны «Приморье», которая существует, по сути, всего пару лет.

При этом представители игорного бизнеса полагают, что на деле издержки и игроков, и казино будут значительно выше. Иностранцам, например, не только придётся отдать государству 30 % от суммы выигрыша, но еще и потерять от трёх до семи процентов в виде комиссий при обмене валюты. А игорным заведениям придётся, в сущности, превратиться в налоговых агентов, которые администрируют НДФЛ (в аналогичной абсурдной ситуации окажутся и отельеры в тех регионах, где была введена ещё одна крайне сомнительная новелла последнего времени — курортный сбор). Это повлечёт за собой как минимум потери времени у сотрудников казино, где решения, как известно, часто принимаются за доли секунды, ведь им надо будет рассчитывать выигрыши с учётом не только налога, но и статуса игрока. Кроме того, почти наверняка потребуется заполнять огромный объём новой отчётности, в программы игровых автоматов придётся вносить серьёзные изменения и т. д. — в результате казино, помимо увеличения ставки налога на игорный бизнес, получат ещё и массу дополнительных непредвиденных и не предусмотренных их бизнес-планами расходов.

Представитель Корпорации развития Приморского края (девелопер развлекательного курорта «Приморье») отмечает, что сложности могут возникнуть прежде всего с иностранными инвесторами.

«Естественно, что такая практика (исполнение роли налогового агента) для иностранных инвесторов является не общепринятой и в целом не укладывается в их привычном представлении о ведении игорной деятельности. Безусловно, целесообразно было бы учитывать мнение участников индустрии перед тем, как вводить подобные правила», отмечают в Корпорации.

На данный момент важно создать такую законодательную базу, чтобы налогоплательщики не имели возможности уклониться от своих обязательство по уплате налога, а компании-инвесторы чувствовали себя комфортно и смогли спокойно вести работу над реализацией своих проектов, добавляют в компании.

Состав исполнителей

Для понимания драматичности ситуации стоит вспомнить о перипетиях создания российских игорных зон после того, как с 1 июля 2009 года любая игорная деятельность вне этих территорий, за исключением букмекерских контор, тотализаторов и лотерей, была запрещена.

На сегодняшний день в России существует пять действующих игорных зон — «Азов-Сити» и «Красная Поляна» в Краснодарском крае, «Сибирская монета» в Алтайском крае, «Приморье» в Приморском крае и «Янтарная» в Калининградской области.

В общей сложности у всех игорных зон насчитывается чуть больше десятка резидентов. Первые из них появились в зоне «Азов-Сити» ещё в конце прошлого десятилетия — компания из Казани «Роял Тайм», открывшая казино «Оракул», и ЗАО «Шамбала» кубанского бизнесмена Максима Смоленцева с казино «Шамбала» и «Нирвана». Однако затем в наполнении игорных зон резидентами наступила длительная пауза, хотя на бумаге зоны в Приморье, на Алтае и в Калининградской области существовали ещё с 2010 года.

Лишь после Олимпиады в Сочи было принято решение о том, что в Краснодарском крае появится ещё одна игорная зона — на территории горнолыжного курорта «Горки Город». Её открытие произошло в самом конце 2016 года, основным резидентом на данный момент является ООО «Роял», принадлежащее сингапурской структуре. Практически одновременно возник проект создания игорной зоны в Крыму.

В зоне «Приморье» первое казино Tigre de Cristal заработало осенью 2015 года, оно принадлежит компании «Джи1 Интертейнмент». Следующим на очереди должно стать казино Selena с 4-звёздочным отелем и торговыми галереями, его инвестором выступает компания «ДаймондФорчунХолдингс Прим». Также в Приморском крае собирался построить новый объект холдинг «Роял Тайм».

В «Сибирской монете» первое казино Altai Palace открыла компания «Алти» из Кемерово, это произошло только в мае нынешнего года. Кроме того, на Алтае также обозначил свои интересы казанский «Роял Тайм», зарегистрировавший в местной игорной зоне свою структуру «РТГ-Сибирь». Ещё один резидент «Сибирской монеты» пришёл из Йошкар-Олы — это ЗАО «Энергия М», заявившее о своих планах по строительству казино несколько лет назад.

Наконец, в зоне «Янтарная» пока есть только один действующий резидент — ООО «Невеленд», основным владельцем которого выступает Булат Бахтиозин, бывший гендиректор холдинга «Роял Тайм». Первое казино под названием Sobranie, которое позиционируется как самое большое в Европе (общая площадь составляет 18 тысяч квадратных метров), открылось под Калининградом в феврале 2017 года.

Не быстро, но выгодно

Таким образом, если посмотреть на хронологию открытия казино в российских игорных зонах, становится вполне понятно, что сейчас этот бизнес переживает если не бум, то значительный подъём. Действительно, довольно долгое время первой и последней работающей игорной зоной в России была «Азов-Сити», а остальные находились в виртуальном состоянии — инвесторы заявляли о планах, но до фактической реализации их проектов дело дошло лишь через несколько лет. Принципиальным моментом здесь была активность региональных властей, на которых лежала задача подведения к игорным зонам инфраструктуры.

Серия открытий новых казино стала одним из проявлений подъёма внутреннего туризма, начавшегося в России после присоединения Крыма. Отличительный признак этого процесса — включение в него регионов, которые раньше находились далеко не на первых ролях на российском рынке путешествий. Те же Калининградская область и Алтайский край за последние два-три года значительно нарастили турпоток и громко заявили о себе на ряде крупных отраслевых выставок.

Одновременно Россия стала принимать гораздо больше иностранных гостей, поскольку девальвация рубля сделала для них очень привлекательными внутренние цены на туруслуги. Кроме того, произошло существенное упрощение визового режима с Китаем, что сразу дало большой прирост турпотока из КНР. Это особенно важно для игорной зоны в Приморском крае, поскольку её потенциальная аудитория в Китае, где пристрастие к азартным играм — одна из старинных традиций, значительно превосходит по численности «домашнюю» публику.

Председатель приморского краевого отделения всероссийской общественной организации «Опора России» Виталий Гуменюк обращает внимание на необходимость изучить опыт основных мировых конкурентов.

«Желание пополнить бюджет — конечно, дело хорошее, но оно должно как-то соотноситься с разумностью и экономическим расчётом. Потому что, если наша приморская игорная зона сориентирована на азиатских игроков, то в плане сервиса и роскоши Макао, конечно, пока лучше. Так что такие решения должны быть выверены экономически, прежде всего. А если у нас в Приморье и условия по налогам окажутся не привлекательными, то к нам никто не приедет, и наши проекты будут обречены на провал», подчеркнул Гуменюк.

Судя по имеющимся в открытом доступе финансовым показателям ряда резидентов игорных зон, их бизнес весьма выгоден — в среднем его рентабельность составляет около 10 %, но может быть и значительно выше. Но и требуемые для открытия казино инвестиции также весьма внушительны — счёт, как правило, идёт в миллиардах рублей. Например, группа «Роял Тайм» в три очереди казино «Оракул» в Краснодарском крае вложила более 2,4 миллиарда рублей, казино Altai Palace обошлось инвестору в 1 миллиард рублей, а в Приморье общий объём инвестиционных соглашений, которые Корпорация развития Приморского края заключила с резидентами игорной зоны, вообще превысил 108 миллиардов рублей, одновременно планировалось создать порядка 20 тысяч рабочих мест.

показатели российских казино

Выручка российских казино, 2013-2016

Все эти планы, напоминают представители игорного бизнеса Приморья, верстались под перспективы наращивания турпотока, прежде всего из Китая и стран Юго-Восточной Азии, и, естественно, никто из инвесторов даже не предполагал, что у государства может возникнуть мысль обложить налогами выигрыши в казино. Понятно, что если турист из Китая рассматривает два варианта путешествия с целью сыграть в казино — с одной стороны, Владивосток, а с другой — Макао или Сингапур, он однозначно выберет второй вариант. Причём в данном случае даже не работает принцип «при прочих равных условиях», учитывая стоимость авиаперелёта в Россию, языковой барьер, климат и высокие внутренние цены на Дальнем Востоке. Поэтому, полагают представители игорного бизнеса, введение налога на выигрыш неприемлемо с точки зрения инвестпроектов, которые ориентированы на иностранных туристов — прежде всего в Приморском крае и Калининградской области.

Корпорация развития Приморского края отмечает, что инвесторы уже выразили несогласие с предложением об изменении налоговой политики, что поставило под вопрос успешное развитие социально значимого для региона проекта (проект игорной зоны), а также привлечения новых инвесторов в данную отрасль.

«На данный момент все профильные органы власти введены в курс возникшей проблемы, в связи с чем мы, как девелопер проекта, и со-инвесторы ориентируемся на положительный исход в решении данного вопроса. Со-инвесторы проекта также готовы предложить своё видение по корректировкам, основанным на передовых практиках законодательного регулирования, которые имеют отношение к мировой игорной индустрии», отмечает компания.

Председатель Приморского регионального отделения «Деловой России» Алексей Тимченко обращает внимание, что увеличение налоговой нагрузки может пойти вразрез с политикой «Восточного вектора», направленной на развитие международного экономического сотрудничества России со странами АТР.

«Такие решения могут потребовать корректировки, если их результат войдёт в противоречие с философией такой государственной политики и будет тормозить развитие региональной экономики и внешнеэкономической деятельности. Тут много будет зависать от заинтересованных федеральных и региональных органов власти — полпреда, губернатора, Минвостокразвития»,
подытожил Тимченко.

Share This Post

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать теги и атрибуты HTML: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>