В мае этого года Глава Федерации бокса России Умар Кремлев предложил правительству (письмо было направлено Мишустину) кардинально реформировать букмекерский рынок с оборотом в 1,25 трлн руб. в год, передав контроль над ним единому регулятору в форме учрежденной государством некоммерческой организации.
В ноябре появилось два законопроекта (противоречащих друг другу) – правительственный (соответствующий поручениям президента про увеличение, “в пару раз”, отчислений букмекерских организаций на поддержку спортивных организаций) и депутатский, про создание государственной корпорации.
Авторами депутатского законопроекта стали И.В. Станкевич, представляющий Самарскую область и В.Е. Дерябкин (Ростовская область)
Как сообщается в проекте ФЗ (№ 1055657-7) «О публично-правовой компании «Единый регулятор азартных игр»:
1. Для достижения поставленных целей Компания осуществляет следующие функции и полномочия:
1) взаимодействует с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по осуществлению контроля и надзора в области налогов и сборов в том числе посредством мониторинга и выявления незаконной деятельности по организации азартных игр в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
2) осуществляет перечисление целевых отчислений, удержанных с
организаторов азартных игр, спортивным федерациям и лигам на развитие
массового и детско-юношеского спорта;
3) осуществляет подготовку предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр, участвует в разработке проектов нормативных правовых актов в указанной области;
4) осуществляет в пределах своей компетенции международное сотрудничество в части обмена опытом по вопросам осуществления контроля и надзора за деятельностью по организации и проведению азартных игр;
5) приобретает имущество и права, в том числе на интеллектуальную собственность, необходимые для осуществления деятельности в области организации и проведения азартных игр;
6) осуществляет функции заказчика, оператора и (или) разработчика информационных систем в целях осуществления контроля и надзора в области организации и проведения азартных игр;
7) осуществляет функции заказчика, оператора и (или) разработчика систем мониторинга и выявления незаконной деятельности по организации азартных игр в информационно телекоммуникационной сети «Интернет»;
8) в целях реализации пунктов 1,5-7 части 1 настоящей статьи, а также финансирования исполнения возложенных функций, в том числе обеспечения финансирования Компании на первоначальном этапе, создает общество с ограниченной ответственность совместно с компанией, утвержденной Правительством Российской Федерации.
В пояснительной записке к законопроекту сказано, что
В качестве инструментария исполнения функций компании проектом предусматривается создание единого центра учета перевода ставок букмекерских контор и тотализаторов в форме кредитной организации в рамках деятельности по приему от физических лиц денежных средств, в том числе электронных денежных средств (за исключением почтовых переводов), их учета и перевода организаторам азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах.
Проектом предусматривается, что единый центр учета перевода ставок букмекерских контор и тотализаторов будет удерживать целевые отчисления от всех заключенных организатором азартных игр в букмекерской конторе пари без разделения на международные и внутрироссийские спортивные события.
Целевые отчисления общероссийским спортивным федерациям, профессиональным спортивным лигам будут направляться не организаторами азартных игр, а публично-правовой компанией так же, как и информация о принятых ставках. Таким образом, публично-правовая компания будет осуществлять централизованный мониторинг всех ставок и платежей.
Установлен срок принятия замечаний, предложений – 01.12.2020. От текущей даты (18.11.20) – тринадцать календарных дней. Срок вполне достаточный, чтобы собрать и учесть все замечания, предложения, провести все расчеты и принять максимально обоснованный и проработанный законопроект. И правильно, чего тянуть? Времени вполне достаточно. Главное чтобы цель была достигнута, а всем остальным можно и пренебречь.
P. s. Законопроект пока не принят (и не факт, что будет принят). Но, общий уровень законотворчества, формат и уровень принятия решений… далек от нормы. Законопроект, предлагающий радикальную реформацию рынка, оборот которого более триллиона рублей, выносится без обсуждения в профильном сообществе, без просчета последствий и внятного объяснения необходимости, без должного обоснования. В общем так, как у нас принимаются решения и во многих других сферах, азартная здесь не исключение…
UPD комментарий Николая Оганезова президента Первой СРО, председателя подкомитета ТПП РФ по букмекерской деятельности и тотализатору, опубликованный на legalbet:
“Нынешняя активность сектора, обладающего правом законодательной инициативы, связана с поступившим сигналом сверху. Каждый пытается получить дополнительные очки для своей политической карьеры. Депутаты Игорь Станкевич и Виктор Дерябкин, внёсшие законопроект, никогда в своей деятельности не были связаны с регулированием индустрии развлечений или спорта, что однако не лишает их конституционного права вносить законопроекты по регулированию любой сферы, в понимании бизнес-структуры которой они не имеют ни опыта ни знаний.
Подписывайтесь на рассылку об индустрии беттинга – только эксперты и только по теме!
Ответы на любые вопросы по этому законопроекту, по сути, будут представлять гадание на кофейной гуще. Реализация даже части положений нового законопроекта ставит сформировавшийся и устоявшийся букмекерский рынок с ног на голову. На сегодняшний день положительно зарекомендовал себя имеющийся институт ЦУПИС. Каких-либо нареканий от ЦБ и Минфина к действующим ЦУПИС не поступало, их деятельность прозрачна и абсолютно контролируема со стороны регулятора. Насколько мне известно, официальных претензий к букмекерским конторам по поступлению целевых отчислений от спортивных федераций и лиг также не поступало.
Под пустыми и прокламационными заявлениями в пояснительной записке к законопроекту на самом деле кроется цель разрушения хорошо работающего и только положительно зарекомендовавшего себя механизма.”