Share This Post

Лотереи

За месяц до Нового года

За месяц до Нового года

Меньше месяца осталось до завершения сложного и непредсказуемого 2020 года. Как он повлиял на продажи лотерей в России? Официальных цифр пока нет (они будут доступны после публикации финансовых отчетов, в мае-июне 2021-го), но можно посчитать предварительные данные.

Русское лото

Проще всего сравнивать показатели лотереи “Русское лото”. Почти идентичный (год к году) график выхода тиражей, одинаковые всплески праздничных продаж (8 марта, 23 февраля, Новый год), стабильная и предсказуемая игра.

Остается сравнить обороты. Возьмем одинаковый период, с 1 января по 1 декабря (за это время прошло 48 тиражей) и посмотрим сколько билетов и на какую сумму было продано:

Год Продано билетов На сумму, руб
2019 156,9 млн шт 18,970 млрд
2020 169,2 млн шт 16,922 млрд

Здесь требуется одно небольшое пояснение: с января 2019-го по 14.04.20 билет лотереи “Русское лото” стоил 150 рублей, все остальное время – 100 рублей. Получается, что имеет смысл сравнивать цифры именно по обороту. А они неутешительные:

  • По сравнению с 2019-м, оборот упал на 2 млрд руб (10,8%)

Масштаб падения еще более впечатляющий, если сравнить объемы продаж без учета новогодних розыгрышей:

  • 2019 год – 14,833 млрд
  • 2020 год – 11,560 млрд

Без новогодних тиражей продажи лотереи “Русское лото” упали на 22%. Это нельзя объяснить никакими карантинными ограничениями (как безусловно, оправдывает его оператор), это явное подтверждение кризиса самой игры.

Несколько тиражей, оставшиеся до конца года, ситуацию сильно не изменят. Продажи “Русского лото” впервые за пять лет упали и упали значительно.

Что касается ближайшего новогоднего розыгрыша (тираж № 1369), то его оборот пойдет в зачет 2021 года и здесь интересно лишь – получится превзойти показатели 2020-го года (тираж № 1316) когда билетов было продано на сумму 5,3 млрд рублей? Если нет, то падение можно ждать и в следующем году.

Лотерея “6 из 45”

Самая красноречивая картина по Гослото (оно же Спортлото) “6 из 45”. Первая из запущенных числовых лотерей, в свое время даже лидер рынка (!) давно и неотвратимо угасает. Собственно, цифры говорят сами за себя.

  • Оборот за 11 месяцев 2019 (янв-ноя) – 3,036 млрд руб
  • Оборот за 11 месяцев 2020 (янв-ноя) – 1,597 млрд руб

Падение составляет невероятные 47%. Это не объяснить коронавирусом, это агония игры и прямой результат действий оператора, который в погоне за прибылью сделал из числовой лотереи невнятный и малоинтересный гибрид, почти неотличимый от целого ряда таких же “продуктов”.

Лотерея “4 из 20”

Продажи за январь-ноябрь

  • 2019 – 8,687 млрд руб (44,9 млн ставок, стоимость билета – 200 руб, 100 руб)
  • 2020 – 8,768 млрд руб (53,6 млн ставок, стоимость билета – 100, 200, 250 и 100 руб)

Как видно по приведенным цифрам, оборот почти не изменился (как говорится, не упал и слава богу). Правда, в этом году стоимость ставки менялась четыре (4!) раза. Цена билета, по мере роста джекпота, выросла со 100 до 250 рублей, после чего прошел распределительный тираж (по 300 руб за ставку) и прежняя (100 руб.) цена снова. Чтобы игроки вновь набирали джекпот…

Лотерея “5 из 36”

Если говорить о действующем формате крупных лотерей, то “5 из 36” – самая большая жертва этого года. Игру перевели на ГСЧ-розыгрыши, с безумным графиком (тиражи каждые полчаса). Конечно, это было сделано из благих побуждений (“чтобы игроки выигрывали чаще”, да-да) но результат печальный: получившийся онлайн-автомат нельзя назвать лотерей.

Продажи за январь-ноябрь

  • 2019 – 2,480 млрд руб (61,0 млн ставок)
  • 2020 – 2,217 млрд руб (55,4 млн ставок и 11 423 тиражей!)

В среднем тираже нынешнего года – 4 854 ставок. Зато каждые полчаса, да… Доходит до того, что в некоторых тиражах по 200-300 ставок. Результат безумного решения налицо: объемы продаж лотереи “5 из 36” снижаются. Пока не сильно – на 10%, но тенденция налицо, такой продукт игрокам не сильно нужен.

Суммарные показатели

Если взять суммарный объем продаж перечисленных лотерей (Русское лото, “4 из 20”, “6 из 45”, “5 из 36”), то показатели за январь-ноябрь следующие:

  • в 2019 – оборот 33,173 млрд руб
  • в 2020 – оборот 29,504 млрд руб

Общее падение продаж – 3,669 млрд руб или 11%

Понятно, что это не все (хотя взяты и крупные) лотереи. Но такие большие потери оборота ничем не заместить. 2020 станет первым, после 4 лет безудержного роста, когда объем продаж заметно упадет. И причиной тому не карантинные ограничения, а политика оператора, решения которого (такие как повышение цен, увеличение частоты розыгрышей, перераспределение призовых категорий) хороши для оператора в моменте, но они же, в долгосрочной перспективе, сказываются на популярность лотерей очень пагубным образом.

И это тогда, когда оператор имеет монопольное положение, то есть, застрахован от опережающих шагов конкурентов. Страшно представить, каким оказалось бы падение, если бы имелась конкуренция.

Share This Post

2 комментария

  1. Просто у дураков кончатся деньги… Это – тоже ограниченный ресурс…

    Ответить
  2. Ну хоть какие то хорошие новости

    Ответить

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать теги и атрибуты HTML: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>