Тиражи «Спортлото «6 из 45» проводятся семь раз в день. 49 тиражей в неделю. В среднем тираже «Спортлото «6 из 45» сейчас участвуют около 10 тысяч ставок в день получается 7 тысяч ставок, в неделю – 500 тысяч. Конечно, это мало (для 145-миллионной страны это вообще мизер). Но с чем сравнить?
Чтобы понять, в чём российская версия «6 из 45» проигрывает аналогам в других странах, можно взять южнокорейский вариант этой игры. Тиражи Lotto 6/45 проводятся еженедельно. В последнем из них, состоявшемся 1 марта, шесть номеров угадали 16 человек. Стоит отметить, что это не рекорд, а вполне рядовой показатель.
Так, 22 февраля шесть номеров угадали 12 человек, 15 февраля в главной категории 23 победителя, а 8 февраля 21. Всего за месяц шестерку угадали 72 человека. Это в лотерее, вероятность выигрыша главного приза которой – один шанс из 8 миллионов (1 : 8 145 060).

Результаты последних 4-х тиражей корейской 6 из 45. Первый столбец – номер тиража, второй – выигрышная комбинация, третий кол-во выигравших в главной категории. Пятый, шестой и седьмой столбец способ покупки билета (автоставка или самостоятельный выбор)
Почему в Корее так много победителей? Ответ простой: в каждом тираже Lotto 6/45 участвует невероятно много от 100 миллионов билетов. Взять для примера тираж, состоявшийся 01 марта.
- Билетов продано на сумму 123,2 млрд KRW
- Призовой фонд составил 61,6 млрд KRW
Чтобы сравнивать было проще, переведём в рубли. По курсу на сегодняшний день 1 KRW это 0,625 рублей. На 1161 тираж состоявшийся 01 марта:
- Билетов продано на сумму 7,6 млрд рублей
- Призовой фонд составил 3,8 млрд рублей (50% от сборов)
В Lotto 6/45 пять выигрышных категорий. Количество выигравших и общая сумма по всем категориям 1161 тиража приведена в таблице:
Категория | Победители | Выигрыш, руб | Сумма выигрышей | Доля призового фонда |
6 номеров | 16 | 112 млн | 1,8 млрд | 46,6% |
5 + 1 | 117 | 2,5 млн | 299 млн | 7,8% |
5 номеров | 4 107 | 72 830 | 299 млн | 7,8% |
4 номера | 181 457 | 3129 | 568 млн | 14,7% |
3 номера | 2 859 815 | 313 | 895 млн | 23,2% |
Шестнадцать победителей, выигравших в одном тираже по 112 миллионов рублей каждый. И это рядовой тираж. Не праздничный, не распределительный, а самый обычный тираж. И так каждую неделю. 15-20 победителей в главной призовой категории каждую субботу.
Почему это возможно? Как видно из таблицы, в джекпот идёт большая часть (46,6%) призового фонда. Если один вариант в Lotto 6/45 стоит 62,5 рубля (1000 KRW), то половина этой суммы или 31 рубль идёт в призовой фонд, а 46,6% от призового фонда или около 15 рублей направляется в главную категорию.
То есть. На тираж куплено 123 млн билетов (вернее комбинаций). От каждой оплаченной комбинации 15 рублей пошло в джекпот. Взял один человек один билет (сделал ставку на один вариант) его затраты составили 62,5 рубля, а в джекпот попало 15 рублей.
Если на тираж поставили миллион вариантов, то в джекпот «капнуло» 15 млн рублей (1 млн вариантов * 15 рублей). Взяли десять миллионов вариантов, в джекпот ушло 150 млн рублей. Взяли 100 млн вариантов, в джекпоте образовалось 1,5 млрд рублей.
Джекпот наполняется не за счёт стоимости билета, а за счет большого количества людей (купленных ими билетов), участвующих в каждом тираже.
Вопрос. Сколько было продано комбинаций на 1161 тираж? Ответ: 123,2 млн комбинаций. Это обычный, можно сказать, рядовой тираж. Секрет успеха южнокорейского лото (да и всех остальных мировых лотерей) именно в массовости.
Можно вспомнить также, что в Корее проживает 50 млн человек. То есть, не каждый из них сделал одну ставку, тем более, что играющих меньше. Нет, просто отдельный участник лотереи использует больше комбинаций. Каждый из них ставит по 5, 10, 20 или больше вариантов. Это повышает интерес и отдачу от игры.
К слову, в советском Спортлото 2-4 билета брали 44,2% играющих, по 5 и более – 38,9%. Именно поэтому единичная ставка должна стоить недорого. Чтобы участники могли играть бо́льшим количеством вариантов. Причем без ущерба для своего бюджета.
Массовость и джекпот
Чтобы набрать большой джекпот не нужно задирать цены или проводить тиражи слишком часто. Лотерея должна быть интересна для большинства. Её отличительное преимущество это шанс за небольшие деньги выиграть крупный приз. И выигрыш должен быть действительно крупный, то есть меняющий жизнь полностью.
Предлагаемые в российских лотереях «крупные выигрыши» по миллиону рублей, билеты за 150, 200 или 500 рублей, сверхчастые тиражи и прочие национальные наработки не дают массовости. Также не нужны десятки однотипных игр или постоянные изменения условий.
В России нет ни одной массовой лотереи. Еженедельные телевизионные бинго трансляции также нельзя назвать популярными. Миллион или два миллиона билетов для 145-тимиллионной страны это очень немного. К слову, население Кореи 51 млн человек, то есть втрое меньше, чем у нас. А билетов продаётся… сто миллионов на тираж.
Наши операторы должны думать не о том, чтобы здесь и сейчас пытаться поднять продажи на 10% – 20%, а что сделать, чтобы в каждом тираже участвовало 10-20 млн билетов. Какие условия должны быть, чтобы люди массово захотели участвовать? Тогда и лотереи станут другие.