Share This Post

Лотереи

Легко ли быть монополией?

Легко ли быть монополией?

Яри Вэханен сделал карьеру в индустрии азартных игр. Большую часть он работал в финской национальной лотерейной компании Veikkaus, отвечая, среди прочего, за конные и спортивные ставки, развитие цифровых технологий, продуктов и бизнеса, стратегию компании и международные отношения. Весной 2020 года он ушел из Veikkaus и основал компанию Thefinish Gambling Consultants Ltd,  помогая теперь другим операторам и поставщикам азартных игр развивать свой бизнес.

В статье для lotterydaily.com Яри Вэханен, на примере Veikkaus, рассуждает о том, чем хороша или плоха монополия в игорном бизнесе:

Помимо Норвегии, моя родная страна, Финляндия, является единственной страной в Западной Европе, где весь игорный бизнес до сих пор основан на монопольной системе. Несколько лет назад Норвегия всерьез рассматривала возможность её изменения, но в итоге страна пришла к противоположному решению и начала укреплять монополию. К такому же решению пришла и Финляндия, в результате три игорные компании были объединены в одну — монополиста. Новая компания, Veikkaus, работает уже почти шесть лет, и результаты не оправдали ожиданий.

Что не так с монопольной системой и в чем причины её провала в Финляндии? Во-первых, необходимо объяснить несколько основных моментов.

Общеизвестно, что монополия сокращает бизнес, так как нерыночная экономика работает не лучшим образом. Монополия порождает неэффективность, что считается хорошим фактором в контроле игорного бизнеса. Согласно законодательству многих стран, игорный бизнес — это бизнес, который был запрещен в принципе, и лишь потом государство предоставило выбранным компаниям разрешение на эту деятельность. Основная идея заключалась в том, чтобы значительно ограничить активность и, таким образом, защитить людей от вредного воздействия азартных игр. Такой подход хорошо работал в ситуации когда бизнес велся только в розничном канале, но с появлением Интернета ситуация радикально изменилась.

Обычно считается, что ведение игорного бизнеса и ответственная деятельность — взаимоисключающие вещи. Это в корне неправильный образ мышления. Между продажами азартных игр и количеством проблем с азартными играми нет прямой зависимости, и рост продаж не приводит к автоматическому увеличению числа этих проблем. Меры ответственности по предотвращению азартных игр — не лучший способ предотвратить проблемы с азартными играми. Мы обязательно должны попытаться уменьшить проблемы, но должны быть более эффективные инструменты, чем усложнять игру.

Основная идея того, что монополия сама по себе предотвращает проблемы с азартными играми, совершенно неверна. Если бы такое предположение было верным, то в Норвегии и Финляндии было бы значительно меньше (чем в Европе) проблем с азартными играми. Однако это не так, ситуация даже противоположная.

Известно, что неправильные предположения приводят к неверным операционным моделям и нереалистичным целям. Функциональность хорошей игорной системы не зависит от того, монопольная она или лицензионная. Я считаю, что монополия может быть хорошей моделью, но для ее работы требуется отличное регулирование, правильно понимающее основы бизнеса. Простое ограничение операций лишает легитимность системы в глазах клиентов. В такой ситуации официальные ограничения перестают действовать. Точно так же лицензионная система может вызвать ненужные проблемы, если нормативные акты не будут актуальными.

Что пошло не так в Финляндии? Государство пыталось защитить систему азартных игр, основанную на монополии, когда решило объединить три компании (Fintoto, RAY и Veikkaus) в одну. Цель состояла в том, чтобы сделать бизнес-операции более эффективными, без необходимости предотвращать конкуренцию между финскими компаниями. Предполагалось увеличить доходы от азартных игр и удовлетворить клиентов, которые будут получать продукты и услуги международного уровня от отечественной компании. Также считалось, что модель единой компании помогает предотвратить проблемы с азартными играми, поскольку из одной системы проще отслеживать активность клиентов и потенциальные проблемы.

В Законе о лотереях, вступившем в силу в начале 2017 года, особое внимание уделяется ответственной игре. В самом правовом документе говорилось, что задачей Вейккауса является предотвращение проблем с азартными играми. По сути, это была единственная функция игорной компании определенная законом. О двух других больших целях, упомянутых в связи с изменением: — конкурентном предложении и умеренном повышении уровня прибыли в законе не было ни слова.

У нового Veikkaus с самого начала были трудности с получением разрешений на новые продукты и услуги. В то же время международные игорные компании продолжили разработку своих продуктов и услуг, результаты которых были легко доступны финским клиентам через Интернет и мобильные каналы. Хотя офшорным компаниям не разрешалось заниматься маркетингом в Финляндии, информация о компаниях широко распространилась, и все больше финнов выбирали игры на деньги от компаний, помимо Veikkaus. Финский оператор Veikkaus, который раньше хорошо заботился о своей задаче развития каналов, упал с вершины развития игорного мира. Из-за этого активные финские игорные клиенты перешли в другие компании.

Ситуация обострялась понемногу. Продажи Veikkaus и GGR снижаются с каждым годом работы компании. Когда вновьобразованный монопольный оператор только начал свою деятельность, его GGR (Валовой игровой доход (GGR) — выручка игорного заведения, прим. timelottery) составлял около 1,8 млрд евро. Согласно прогнозу на этот год, GGR Veikkaus составит около 1,0–1,1 млрд евро. За шесть лет падение примерно на 40%. Рыночная доля Veikkaus во всех азартных играх в Финляндии была на уровне 90%, а сейчас составляет лишь около 2/3. На долю Veikkaus приходится всего 50% азартных игр в цифровых каналах по сравнению с 73% шесть лет назад. Наихудшая ситуация в особенно конкурентных областях, в ставках с фиксированными коэффициентами и играх в онлайн-казино, где доля рынка Veikkaus составляет лишь около 1/3. Это произошло в ситуации, когда Финляндия еще больше ужесточила законодательство об азартных играх с начала 2022 года и затруднила работу оффшорных компаний.

Плохие результаты в бизнесе можно было бы даже в какой-то мере оправдать, если бы оказалась достигнута основная цель — уменьшение проблемы с азартными играми. Предыдущее общенациональное исследование проводилось в 2019 году. Тогда было обнаружено, что в общем уровне проблем с азартными играми существенных изменений не произошло. С другой стороны, количество игроков, страдающих серьезными проблемами, несколько увеличилось. После 2019 года продажи Veikkaus рухнули. К сожалению, нам придется подождать как минимум год, прежде чем мы узнаем, как это повлияло на количество проблем с азартными играми. Следующее общенациональное исследование будет проведено в следующем году, а результаты, вероятно, будут известны в начале 2024 года. Согласно выборочному опросу Veikkaus, проблемы с азартными играми несколько уменьшились, но не похоже, что произошли огромные изменения.

Veikkaus не имеет права развивать свой бизнес, и в то же время количество проблем с азартными играми, похоже, развивается не так, как ожидалось. Азартные игры стали более сложными для Veikkaus из-за более строгих требований к ответственности, например, обязательной идентификации и строгих лимитов потерь. В результате клиенты все чаще переходят на других операторов. Общий уровень азартных игр финнов, похоже, немного увеличился после пандемии Covid-19, в то же время GGR Вейккауса продолжает резко падать. Новое, более строгое законодательство о монополиях, похоже, подталкивает клиентов к офшорным компаниям. Деньги утекают за пределы Финляндии, клиенты больше не находятся под надзором финских властей, а количество проблем с азартными играми не уменьшается.

Так продолжаться не может, и сейчас для всех лучше, чтобы игорная система в Финляндии изменилась. Такое мнение высказал генеральный директор Veikkaus в августе, когда компания отчиталась о результатах за первое полугодие 2022 года. Поэтому Veikkaus объявил, что больше не считает разумным оставаться монопольной компанией, по крайней мере, в конкурентных игорных сферах. Аналогичное заявление компании-монополиста привело к быстрому изменению системы азартных игр в Дании и Швеции. Судя по комментариям политических партий, то же самое произойдет и после парламентских выборов, которые пройдут в Финляндии в апреле следующего года.

Пока никто не знает, какой будет новая система азартных игр в Финляндии и когда она вступит в силу. Я постараюсь помочь лицам, принимающим политические решения, разработать наилучшую возможную модель для Финляндии, где законодательство и регулирование основаны на всестороннем понимании игорного бизнеса. Я верю, что новое, намного лучшее законодательство вступит в силу в Финляндии в течение 2–4 лет.

Источник: lotterydaily.com

0
 

Share This Post

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать теги и атрибуты HTML: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>