Превратиться из простого советского гражданина в автовладельца тогда можно было и благодаря счастливому случаю – выигрышу в лотерею Осоавиахима. Так для краткости именовалось Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству – предшественник более знакомого поколению советских людей ДОСААФа. Общество не только раздавало значки «Ворошиловский стрелок» и «Готов к труду и обороне СССР», но и проводило лотереи, где желанными призами были ЗИС-101 и ГАЗ-М1. Помните речь Глеба Жеглова про Федю Мельникова: «А он по лотерее перед самой войной выиграл легковой автомобиль ЗИС-101, цена двадцать семь тысяч»?
Вот только чтобы стать обладателем автомобиля благодаря Осоавиахиму, надо было быть вдвойне везучим: сначала выиграть его, а потом еще исхитриться получить, проявив упорство и настойчивость.
При централизованном распределении автомобилей «Эмок» и ЗИСов для Осоавиахима почему-то всегда не хватало. 16 декабря 1940 года председатель Центральной секции Осоавиахима генерал-майор авиации Кобелев сообщал главе правительства Молотову: «Согласно расписания выигрышей, утвержденному Совнаркомом Союза ССР, по XIII лотерее Осоавиахима в октябре 1939 года в числе других выигрышей была разыграна одна легковая машина ЗИС-101 и десять машин М-1. Несмотря на неоднократные обращения на протяжении 1940 г. в Экономсовет, нам до сих пор на оплату выигрышей по XIII лотерее ни одной машины не выделили. За счет остатка трех машин М-1 от XII лотереи мы удовлетворили из 10-ти человек, выигравших М-1, только трех человек. После длительной переписки из оставшихся 7 человек – пять человек согласились получить свои выигрыши деньгами; три билетодержателя, выигравшие автомашины, отказались получить выигрыш деньгами и требуют выдачи им обещанных автомашин». Этими тремя героями оказались кассир Джурунского овцесовхоза Актюбинской области Тулемисов, гражданка Карашаева из Нальчика и гражданин Некоркин из Магадана.
Когда Кобелев писал Молотову письмо, то уже шло распределение призов по ХIV лотерее, где разыгрывались четыре ЗИС-101 и восемнадцать ГАЗ-М1. К 10 декабря в Осоавиахим обратились девять счастливчиков, из них только четверо согласились «взять деньгами», остальные настаивали на получении автомобилей, которых в Осоавиахиме не было. Кобелев просил у Молотова десять ГАЗ-М1 и два ЗИС-101, но Совнарком решил только «предусмотреть выделение автомашин в 1 кв. 1941 года». Именно в эту ХIV лотерею и должен был выиграть свой «сто первый» придуманный Вайнерами Федя Мельников. Кстати, «перед самой войной» ЗИС-101 стоил уже не 27 тысяч, а значительно больше.
Источник – “В одни руки. Сколько стоили советские автомобили в тридцатые годы” (Журнал “Коммерсантъ Автопилот” №8 от 08.10.2019)
Иллюстративное фото – ЗИС 101 (wroom.ru)