Share This Post

Ставки

Синдикат Джимми Голда: договорная игра в английском футболе

Синдикат Джимми Голда: договорная игра в английском футболе

Форвард/атакующий полузащитник Джимми Голд так и не смог проявить себя в “Абердине”, но неожиданно засветился в ирландском “Уотерфорде”, где забил 30 голов в 20 матчах. Затем были “Чарльтон Атлетик” и “Эвертон”, где он хорошо себя проявил, но дальнейшая его карьера пошла по нисходящей и была завершена в 1961-ом году в клубе “Мансфилд Таун”, где 30-летний форвард сломал ногу и впоследствии так и не смог восстановиться от серьезной травмы.

В те годы футболисты еще не получили фантастических денег и частенько подрабатывали — особенно если речь шла не о суперзвездах, а о тружениках из низших лиг. Шли ли они на “договор”, если имелась такая возможность? Конечно, не все и не всегда, но шли. Голд и сам принимал участие в паре договорняков (во время выступления за “Суиндон Таун”) и поразился, насколько это легкие деньги: никто ничего не узнал, а футболисты положили в карман сумму, эквивалентную их месячному окладу.

Оказавшийся без денег после завершения игровой карьеры Голд, наконец, понял, как можно серьезно обогатиться – при помощи договорных матчей! Первой, так сказать, пробой пера, стал поединок “Шеффилд Уэнсдей” — “Ипсвич”. Голд связался со своим бывшим партнером по “Суиндону” Дэвидом Лэйном и закинул удочку. Лэйн, получавший меньше пятидесяти фунтов в неделю, заглотил крючок, и подбил на дело еще двух своих партнеров, Тони Кая и Питера Суона (оба они, кстати, выступали за сборную Англии, хоть и не на регулярной основе).

Расклад выглядел следующим образом: трио “мушкетеров” делают ставки на победу соперника и не слишком пытаются выиграть на поле, а в случае, если все пойдет не так — работают на ставку, то есть стараются забить автогол или заработать пенальти в свои ворота. “Ипсвич” выиграл 2:0, трем футболистам “Шеффилда” не пришлось особенно изгаляться, и они подняли на ставках порядка 400 фунтов: своя ставка плюс “заряд” от Джимми Голда, курировавшего весь процесс.

Впоследствии Питер Суон вспоминал: “Не знаю, что бы я делал, если бы все пошло не по плану. Возможно, забил бы в свои или привез пенальти. Кто знает?”

Это было в 1962-ом году, а уже в 1963-ем на Голда работал целый преступный синдикат, в который изначально входили шестеро игроков. Главный по договорным матчам в мгновение ока изменил свою жизнь – купил квартиру в Лондоне и машину, начал с шиком одеваться и посещать модные клубы. В общем, Джимми Голд стал завсегдатаем светских тусовок. Новым знакомым он шутливо представлялся “футбольным скаутом”.

Тем временем свое журналистское расследование разворачивала газета “Сандэй Пипл”, инсайдеры которой слили инфу об очень странных матчах и очень высоких уровнях дохода некоторых весьма посредственных игроков.

В 1963-ем году репортеры “Сандэй Пипл” очень внимательно отследили поединок между “Брэдфорд Парк Авеню” и “Бристоль Роверс” (2:2), и пришли к выводу, что вратарь Эсмонд Миллион и форвард Кейт Уильямс (оба — “Бристоль”), были подкуплены, так как оба вели себя на поле крайне инертно, да еще и умудрялись допускать нехарактерные для себя ошибки. Вот тогда-то и стало ясно, что с английским футболом не все в порядке.

4 августа 1963-го года в “Сандэй Пипл” вышло сенсационное интервью с Кеном Томсоном из “Хартлпул Юнайтед” – футболист признавался, что делал ставку против своей команды в поединке с “Эксетер Сити” — с подачи, естественно, Джимми Голда, предложившего “хороший приработок”. Для Англии это было неслыханно! Голд пытался затаиться и отсидеться в родном Абердине, но слава уже вовсю шагала впереди героя: 11 августа 1963-го года разгромный материал “Сандэй Пипл” тяжелыми жерновами прошелся по “преступному футбольному синдикату”.

Голд мгновенно оказался персоной нон-грата, и Футбольная ассоциация проводила в его отношении внутренне расследование, но жажда наживы уже не могла покинуть мужчину, некогда забивавшего 30 голов за “Уотерфорд”. Он вернулся в Лондон и сделал “Сандэй Пипл” следующее предложение: Джимми Голд обязался рассказать газете “все как есть” за “скромное” вознаграждение в размере 7.000 фунтов (около 150 000 фунтов в перерасчете на сегодняшний день).

Интервью, изначальное записанное на аудиокассету, вышло в таблоиде весной 1964-го года и вызвало в стране эффект разорвавшейся бомбы – причем, разорвавшейся не где-нибудь на континенте, а непосредственно рядом с домом. Интересно и то, что Голд явно хотел сыграть на опережение: в репортаже он старается предстать эдаким наивным простачком в среде крайне коррумпированных персонажей, которые якобы действительно “вели игру”. В их качестве выступали небезызвестные Дэвид Лэйн, Тони Кай и Питер Суон. Впрочем, к тому времени и у Футбольной ассоциации, и у “Сандэй Пипл” наличествовали уже неопровержимые доказательства того, что именно Джимми Голд возглавлял преступное сообщество станочников.

Суд состоялся в 1965-ом году и был первым случаем в истории британского правосудия, когда аудиозапись юридически позиционировалась в качестве улики. К ответственности были привлечены 33 бывших или действующих футболиста, а Джимми Голд получил самое суровое наказание — 4 года лишения свободы. Всем фигурантам дела также впаяли пожизненную дисквалификацию в футболе. Правда, через несколько лет, после подачи апелляций и виртуозного выступления адвокатов, некоторым подсудимым удалось все-таки избежать пожизненного бана.

В 1997-ом году BBC сняла фильм The Fix, постаравшись по деталям воспроизвести всю историю знаменитого ставочного скандала. Это была одна из первых главных ролей (Тони Кай) в карьере британского актера Джейсона Айзекса, сделавшим впоследствии незабываемым образ Люциуса Малфоя в фильмах о Гарри Поттере.

Кадр из фильма The Fix

Кадр из фильма The Fix (1997)

Джимми Голд видел эту картину и даже обсуждал ее в качестве эксперта в студии. Он умер в 2004-ом году — как раз тот случай, когда эпитафию придумать столь сложно, что лучше обойтись без нее.

Источник: stavka.tv

Share This Post

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать теги и атрибуты HTML: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>